Актуальность исследовательской работы. Постановка проблемы

Работа начинается с постановки проблемы, которая способствует определению направления в организации исследования, и представляет собой знания не о непосредственной предметной реальности, а о состоянии знания об этой реальности. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что нужно изучить из того, что раньше не было изучено?»

Выдвижение проблемы предполагает далее обоснование актуальности темы исследования. Этот раздел отражает Ваши длительные поиски — как Вы к этому пришли, почему Ваша тема действительно интересна, каков замысел Вашего исследования, какие методологические подходы Вы намерены реализовать, почему данную проблему нужно изучать в настоящее время. Надо учесть, что Вы должны отразить актуальность именно Вашей конкретной темы, а не какой-либо иной из этого направления. В разделе «актуальность темы исследования» показывается, какие задачи стоят перед практикой обучения и воспитания и перед педагогической наукой в аспекте избранного вами направления; что (в конспективном изложении) сделано Вашими предшественниками, и что осталось нераскрытым, что предстоит сделать Вам.

Актуальность темы исследования может быть рассмотрена с трёх точек зрения:

  • Социальная актуальность. Абзац о современном положении дел по отношению к проблеме исследования. («В существующих условиях … проблема не получила должного рассмотрения… .»).
  • Теоретическая актуальность. Абзац о масштабе и глобальности теории вопроса. («Существует … проблема, в то же время, (в педагогических науках) эта проблема не получила должного освещения в таких аспектах, как… .»).
  • Практическая актуальность. Абзац о положении дел в практике темы. («Анализ практики показывает, что педагоги (дети) не знают (не умеют, не рассматривают), но при этом всё чаше сталкиваются с…»).

На этой основе формируется противоречие — это взаимодействие между взаимоисключающими, но при этом взаимообуславливающими и взаимопроникающими друг в друга противоположностями внутри единого объекта и его состояний. Надо учесть, что противоположные стороны противоречия обязательно должны относиться либо к практике (только к одному ее аспекту), либо к теории (и тоже только в одном каком-то аспекте). Например: «В современном состоянии вопроса сложились неразрешённые противоречия между… и… . Социально-практическая значимость и теоретическая неразрешённость этого вопроса определили выбор темы нашего исследования…» или «Несмотря на имеющиеся теоретические работы в области … наблюдается нехватка практических разработок, направленных на…».

На основе выявленного противоречия формулируется проблема — это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. Таким образом, проблема исследования логически вытекает из установленного противоречия, из него вычленено то, что имеет отношение только к науке и переведено в плоскость познания. Проблема может формулироваться в виде вопроса: «Каковы условия для формирования…?», «При каких психолого-педагогических условиях эффективно…» или «Проблемой исследования являлось теоретическое обоснование и разработка комплекса упражнений…» и т. п.

1 2 3 4 5 6 7

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *