Формы представления исследовательских работ

Исследовательскую работу можно представить в различных формах. Наиболее распространены текстовые работы:
-доклад
-стендовый доклад
-реферат
-литературный обзор
-рецензия
Кроме того, исследовательскую работу можно представить в форме компьютерной презентации или видеофильма с текстовым сопровождением.
Реже её демонстрируют в форме действующей модели или макета с текстовым сопровождением.
ДОКЛАД.
Доклад – это документ, содержащий изложение результатов исследовательской деятельности или опытно – конструкторской работы, опубликованный в печати или прочитанный в аудитории. В докладе должна быть отражена новизна и практическая значимость темы, раскрыто её основное содержание и обоснованы выводы и предложения докладчика.
Всё это отмечается и в тезисах доклада, которые, как правило, публикуются в сборнике по итогам мероприятия (конференции, семинара и т.п.)
СТЕНДОВЫЙ  ДОКЛАД.
Данная форма доклада принята в современной международной практике как наиболее удачная, обеспечивающая лёгкость восприятия содержания на конференциях и других мероприятиях. Для каждой исследовательской работы предоставляется стенд размером 1 кв.метр. Материалы могут быть предварительно оформлены на листе ватмана и прикреплены к стенду при помощи булавок.
Требования к стендовому докладу:
1.Наглядность. При беглом просмотре стенда у эксперта должно сформироваться представление о тематике и характере работы.
2.Соотношение иллюстративного ( фотографии, диаграммы, графики, блок  схемы и т.п.)  и текстового материала устанавливается примерно 1:1. При этом текст должен быть выполнен шрифтом, свободно читаемым с расстояния 50 см.
3.Оптимальность. Количество информации должно позволять полностью изучить стенд за 1 – 2 минут.
4. Популярность. Информация должна быть представлена в доступной для участников конференции форме.
Структура стендового доклада:
1.Цели и задачи работы.
2.Описание сделанного в процессе исследования.
3.Методы, используемые в ходе исследования.
4.Основные результаты и выводы.
5.Благодарности организациям  и специалистам, оказавшим помощь в работе.
Методы и результаты исследования целесообразно представлять в графическом или иллюстративном виде.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР.
Литературный обзор – это краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении из различных источников. В нём указываются направления исследований, которые ведут различные учёные.
При подготовке литературного обзора следует начинать работу с общего ознакомления – прочитать оглавление и бегло просмотреть содержание источника. Затем при внимательном прочтении источника по главам и разделам необходимо выделить наиболее важные части текста. Далее целесообразно:
-составить план прочитанного материала, в пунктах которого отразить наиболее существенные мысли и идеи;
-выписать из прочитанного текста полные и содержательные цитаты с точными ссылками на источник, указав его выходные данные.
После этого нужно сравнить и сопоставить данную информацию с информацией, полученной из других источников. В заключении важно дать критическую оценку прочитанного и записать замечания, обратив при этом внимание на объективность суждений. В литературном обзоре нужно показать, что его автор знаком с областью исследования по нескольким источникам и способен поставить перед собой исследовательскую задачу. Подготовка литературного обзора помогает исследователю овладеть материалом, обоснованно отвечать на вопросы во время научного доклада.
РЕЦЕНЗИЯ.
Рецензия представляет собой критический разбор и оценку нового художественного произведения (книги, спектакля, концерта, кинофильма) или научной работы. Также в качестве рецензии может рассматриваться отзыв на научную работу или художественное произведение перед их публикацией, защитой. Рецензия может быть опубликована в виде статьи в газете или в журнале.
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ.
Научная статья является своеобразным литературным жанром. В научной статье должна быть обозначена проблема, отмечены известные попытки её решения. Исходя из этого в структуре научной статьи целесообразно выделить:
*описание проблемы и её актуальности для теории и практики;
*краткие данные о методике исследования;
*анализ собственных научных результатов и их обобщение;
*выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем;
*ссылки на цитируемую литературу.
НАУЧНЫЙ ОТЧЁТ.
Научный отчёт – документ, содержащий подробное описание методики и хода исследования, его результатов, а также выводов, полученных в процессе научно – исследовательской или опытно – экспериментальной деятельности. Назначение научного отчёта – исчерпывающе осветить выполненную работу по её завершении или за определённый промежуток времени.
Структура научного отчёта:
1.Краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы.
2.Значимость проведённой работы, её исследовательская ценность и практическая значимость.
3.Характеристика применявшихся методов исследования.
4.Описание результатов исследования.
5.Заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешённые вопросы.
6.Выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем.
РЕФЕРАТ.
Реферат (докладывать, сообщать) представляет собой:
*краткое  устное сообщение или письменное изложение научной работы, содержания прочитанной книги и т.п.;
*доклад на какую – либо тему, основанный на обзоре литературных и других источников.
В практике приходится встречаться со значительными  расхождениями  в требованиях педагогов к работе учащихся над рефератами, их оформлению и процедуре защиты. Прежде всего учителям необходимо помнить, что реферат не является конспектом литературных источников. Жанр этой работы требует от автора анализа используемой информации и самостоятельных выводов.
Ключевые  моменты, которые необходимо учитывать при руководстве работой учеников над рефератами:
1.Готовность учащегося к работе над рефератом.
Реферат позволяет проверить не только то, насколько учащиеся понимают материал, но и их умение самостоятельно добывать и интерпретировать знания. Поэтому к такой деятельности целесообразно привлекать учеников, склонных к исследовательской деятельности, обладающих аналитическими способностями и критическим мышлением. Безусловно, успешность школьника в работе над рефератом будет обеспечена только в том случае, если он самостоятельно примет решение заняться таким видом деятельности.
2.Функции учителя при руководстве реферативной работой учащихся.
Руководство реферативной работой предполагает оказание учителем помощи при выборе учеником темы реферата, его консультировании в процессе изучения избранной проблемы и оформлении текста. Выявить актуальность проблемы, определить структуру работы, сформулировать выводы должен сам ученик.
3.Сроки выполнения реферата.
Работа над рефератом занимает у школьника не менее одного месяца. Необходимо учесть, что, после того как учитель ознакомится с черновым вариантом реферата, ученику может понадобиться время для доработки содержания и редактирования текста. За неделю до защиты реферат сдаётся на рецензию учителю, руководившему работой.
4. Структура реферата.
-Введение.
Формулируется проблема, описывается её актуальность, определяются цели и задачи реферата.
-Основная часть.
Каждый раздел основной части завершается логическим выводом, собственной оценкой материала. Весь текст должен содержать правильно оформленные цитаты и ссылки.
-Заключение.
Подводятся итоги работы, формулируются выводы, обозначаются перспективы решения заявленной проблемы.
-Список источников.
Может содержать не только литературные источники (книги, журналы, газеты), но и сведения из сети Интернет, теле-и радиопередач, частные сообщения каких – либо специалистов.
-Приложения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *