Исследовательская деятельность в начальной школе. Вводные занятия

Изучив методику исследовательского обучения младших школьников необходимо провести несколько вводных занятий.
Цель этих занятий:
– развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся;
– выявление одарённых учащихся и подготовка их к выполнению учебно-исследовательской работы.

В ходе работы будем придерживаться схемы проведения исследования.

Для того чтобы научиться добывать самостоятельно знания и проводить собственные исследования надо овладеть техникой исследовательского поиска на уроках. В ходе реализации исследовательского метода на уроках младшие школьники овладевают рядом практических умений и навыков, выявляют характер и особенности объектов окружающей среды по их признакам и свойствам.

1. Самым первым нашим исследованием, было наблюдение за камнем и семенем растения, по теме: «Живая и неживая природа». Когда дети посадили камень и семя, и наблюдали, что с ними происходит. Выводы: камень не изменился, а семя фасоли проросло.

2. Для знакомства с методикой проведения учебных исследований проведем  три тренировочных занятия. Для  этого потребовались  карточки: «Подумать», «Спросить у другого человека», «Получить информацию из книг», «Понаблюдать», «Посмотреть по телевизору», «Провести эксперимент» и др.

Сначала  учащиеся работают в группах: пробуют добыть семечко их шелухи (ореха, ягоды) не касаясь руками, а потом выясняем,  чем это удобнее было сделать. Дети предполагают, что формы клювов птиц связаны с их образом жизни.

3. На следующем этапе построим ряд по способностям птиц: хватать и разрывать пищу, расколупывать, доставать из труднодоступных мест, процеживать воду, долбить. Результатом работы явилась классификация клювов  птиц по их функции. У ребят появляется масса вопросов о жизни птиц, изображенных в учебнике. Они подталкивают их к новому заданию. Обсуждая  тему, дети приходят к выводу, что по внешнему виду клюва не всегда удается понять, для чего он нужен. После этого можно «выпустить» сборник рисунков о пернатых и их клювах.

Итогом работы может стать исследовательская работа «Для чего птицам клюв».

Выдели основные этапы в проведении вводных учебных исследований.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *