Исследовательская деятельность в начальной школе. Этапы проведения вводных учебных исследований

Вводные занятия

Этапы проведения вводных учебных исследований

Рассмотрим основные этапы проведения учебных исследований на примере составления «Энциклопедии одного слова»:

1 этаптренировочные занятия:
а) Коллективная исследовательская фронтальная деятельность учащихся;
б) Коллективная исследовательская деятельность каждого ученика;

2 этапсамостоятельные учебные исследования (индивидуальные или групповые).

Исследовательскую деятельность организуем следующим образом.
На первом этапе работа над словом проходит фронтально.

Дети совместно с учителем собирают информацию о слове.

На следующих занятиях — у каждого ребенка своя страничка нашей энциклопедии, которую он готовит самостоятельно, например, один ученик отыскивает лексическое значение слова, другой – загадку к этому же слову, третий рисует отгадку и т.д. Таким образом, над одним словом работают все, оформляя каждый свою страничку. На уроке, прочитав свою страничку, учащийся прикрепляет ее к доске. В результате на доске появляется вся энциклопедия, собранная коллективно детьми. Все рады — ведь здесь есть частичка и его труда.

К следующему слову у него будет уже другая страничка.

Коллективные занятия тренировочного плана проводятся, пока дети не освоят общую схему деятельности, потом можно перейти к другому варианту организации этой работы – самостоятельной исследовательской практике детей.

При коллективном исследовании слова с непроверяемой безударной гласной организуем на уроке обмен мнениями, дискуссионные формы познания, диалогическое общение, поощряются различные точки зрения. Это позволяет не только расширять словарный запас учащихся, но и обучать слышать, понимать и уважать точку зрения другого человека, умению вести диалог, спор, доказывать, убеждать, анализировать, рассуждать, признавать свои ошибки – идет взаимообучение.

На втором этапе (самостоятельная исследовательская творческая деятельность ученика или группы) ребятам предлагается самостоятельно собрать свою энциклопедию выбранного им слова. При выполнении данной работы образовательное пространство расширяется. Работа над исследованием слова выходит за рамки урока. Ведь использование различных словарей, справочной литературы, энциклопедий требует времени и подготовки. Конечно, не обходится без помощи родителей. Именно они снабжают детей необходимой литературой, провожают в библиотеки и помогают красиво оформить работу. Сотрудничество в учебном процессе проявляется в высокой активности детей, пробуждении интереса к знаниям у всех учащихся, независимо от уровня их подготовки. Они вместе с учителем открывают для себя новый мир, учатся добывать знания не только из учебников, но и из других источников: из окружающей жизни, из сообщений товарищей, от родителей, которые в свою очередь являются помощниками не только своих детей, но и учителя.

Исследовательскую работу «Энциклопедия одного слова» мы проводим по следующему плану:
1.Загадка, ответом которой является словарное слово.
2.Рисунок слова (по количеству значений слова).
3.Особенности слова (орфоэпические, фонетические, морфологические и т.д.).
4.Лексическое значение (работа со словарями).  Обращается внимание на многозначность слова.
5.Этимология (происхождение) слова  (работа со словарями).
6.Родственные слова.
7.Синонимы, антонимы.
8.Фразеологизмы (работа со словарями)
9.Использование слова в пословицах, поговорках, сказках, песнях, стихотворениях и т.д.
10.Мое творчество.
Например, исследование «Энциклопедия слова «береза».

В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые «нравственные привычки». Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *